• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 30 марта 2022
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС 
    Можно ли закупать одним лотом автоматизированные рабочие места (далее — АРМ), состоящие из системного блока, клавиатуры и компьютерной мыши?
    ОТВЕТ
    По общему правилу, заказчики формируют лоты исходя из собственных потребностей, но при этом ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запрещает включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны между собой: такие действия признаются ограничением конкуренции.
    Как правило, не связанными друг с другом признаются товары (работы, услуги), поставка (выполнение, оказание) которых относится к видам деятельности, имеющим различный правовой режим (например, для поставки одних товаров необходима лицензия, а для других нет). Рассматриваемая ситуация может быть квалифицирована сходным образом, т. к. разные компоненты АРМ подпадают под действие различных правил импортозамещения.
    Заказчиком закупались АРМ, в состав которых входили:
    • системные блоки, позиция КТРУ 26.20.15.000-00000026;
    • клавиатура, позиция КТРУ 26.20.16.110-00000002;
    • мышь компьютерная, позиция КТРУ 26.20.16.170-00000002;
    • монитор, подключаемый к компьютеру, позиция КТРУ 26.20.17.110-00000032;
    • источник бесперебойного питания, позиция КТРУ 26.20.40.110-00000013;
    • коммутатор, позиция КТРУ 26.30.11.110-00000041;
    • трансивер, позиция КТРУ 26.30.23.000-00000016.
    При этом системные блоки с кодом 26.20.15 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода» включены в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее — ПП РФ № 616).
    Остальная продукция подпадает под ограничение на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее — ПП РФ № 878).
    Согласно п. 7 ПП РФ № 878 предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него. Точно так же в п. 12 ПП РФ № 616 установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
    Вывод УФАС: «заказчик неправомерно объединил в один лот товары, часть которых подпадает под действие ПП РФ № 878 и ПП РФ № 616, а часть нет. Лот сформирован ненадлежащим образом, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и невозможности применения ограничений, установленных в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ» (контрольный орган также сослался в своем решении на позицию Центрального аппарата ФАС России, изложенную в решениях от 23.07.2021 по делу № 17/06/105-773/2021, от 23.07.2021 по делу № 17/06/105-773/2021, от 26.11.2019 по делу № 19/44/105/3135 и т. д.).
    Вместе с тем ряд контролирующих органов допускает закупку АРМ одним лотом, если АРМ закупается как единый сконфигурированный (настроенный, готовый для работы) товар с единой гарантией и общим реестровым номером. Поскольку АРМ относят к коду ОКПД2 26.20.15, при проведении закупки устанавливается запрет, предусмотренный ПП РФ № 616.
    Позиция заказчика: АРМ закупается как единый сконфигурированный (настроенный, готовый для работы) товар с единой гарантией и общим реестровым номером. В случае закупки рабочей станции как совокупности комплектующих и самостоятельной ее настройки заказчиком гарантия будет распространяться на комплектующие по отдельности. Таким образом, не будет гарантирована совместная бесперебойная работа устройства как целого.
    При этом реестр российской промышленной продукции содержит позиции с наименованием «автоматизированное рабочее место», например: «автоматизированное рабочее место ГРАВИТОН А50И, реестровый номер 1304\1\2021, ЕЦРТ.466219.005-04.1 (в составе: персональный компьютер ГРАВИТОН Д50И, ЕЦРТ.466219.006-02; клавиатура; манипулятор типа „мышь“; монитор)». Это свидетельствует о том, что для целей применения ПП РФ № 616 автоматизированное рабочее место является единым товаром.
    Вывод УФАС: «указание в технической части документации отдельных позиций КТРУ для составляющих АРМ не отменяет факт закупки заказчиком единого комплекса товаров, отнесенных к коду ОКПД2 26.20.15, который включен в перечень товаров по ПП РФ № 616» (см. также решения Новосибирского УФАС России по делу № 054/06/14-1851/2021 от 23.09.2021 (изв. № 0851200000621005544), Приморского УФАС России от 16.11.2021 по делу № 025/06/64-1388/2021 (изв. № 0820500000821006753), Томского УФАС России от 08.12.2021 по делу № 070/06/106-262/2021 (изв. №0365100000821000081)).
    Таким образом, если вы готовы обосновать технологическую и функциональную взаимосвязь объектов закупки, входящих в состав АРМ, и если региональный контрольный орган не усматривает нарушения в таких закупках, то закупка АРМ одним лотом представляется возможной.

    Отвечала на вопрос

    специалист в сфере закупок, член экспертного

    совета ЭИС"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ"

     

    Елена Чернюк