• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 24 апреля 2023
    Госзаказчикам следует быть готовыми к аудиту их закупок после завершения СВО - эксперт

    Госзаказчикам следует быть готовыми к проведению аудита их закупочной деятельности после завершения периода, связанного с проведением СВО, заявил директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин в ходе форума "Госзаказ 2023".

    "Сейчас ситуация непростая и, однозначно, по результатам нынешнего периода, в рамках которого в госзакупках были расширены основания для заключения контрактов с едпоставщиками (единственными поставщиками - ИФ), как показывает предыдущий опыт, в дальнейшем, когда ситуация завершится, однозначно будет аудит, - считает Храмкин. - Был период проведения Олимпиады, проведения Чемпионата мира по футболу, во время которых вводились различные послабления в сфере закупок, а по их завершению проводился аудит".

    При этом он подчеркнул, что аудит не катастрофа, но к нему нужно быть готовым и обращать внимание на то, что сейчас происходит - обращать внимание на регламентацию в сфере закупок и на контроль.

    "Надежда на то, что СВО все спишет..., как показывает опыт предыдущих периодов - аудит обычно проводят, - добавил Храмкин. - При этом стоит учитывать, что аудит более пристрастно проводится в отношении наиболее успешных и наиболее неуспешных категорий".

    В свою очередь начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Ольга Горбачева добавила, что антимонопольное ведомство - не единственный контрольный орган в сфере закупок.

    "Есть еще правоохранительные органы и для них едпоставщик - как красная тряпка для быка, - предупредила Горбачева. - И если у ФАС форма контроля - плановые и неплановые проверки, по результатам которых максимум может быть предъявлен штраф, то у правоохранителей - это сразу уголовная статья. А по ним срок давности намного больше, чем один год, который имеется в распоряжении ФАС".

    При этом Горбачева подчеркнула, что к заказчикам, заключившим контракт с едпоставщиком, будут вопросы. Особенно, если "рядом" есть заказчик, который выбрал конкурентную процедуру.

    "А вопросов будет много: почему без торгов, почему с конкретным поставщиком, почему по такой цене, - считает Горбачева. - А если поставщик еще и не исполнит госконтракт... Это все потенциальные уголовные дела".

    "При выборе едпоставщика, огромная просьба, ориентироваться на конкурентные процедуры, - добавила Горбачева. - Если есть возможность провести квазиконкурентную процедуру (по основаниям антисанкционных поправок - ИФ), то лучше ее провести".

    Как сообщалось, в прошлом году был принят ряд антисанкционных мер в сфере закупок, которые предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единственных поставщиков по тем или иным закупкам. По данным Минфина, по особым основаниям по решениям правительств субъектов федерации с едпоставщиками заключается только около 8% контрактов. При этом министерство отмечает, что многие регионы вообще не использовали это право.

    За первые 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 млн контрактов на общую сумму в 5,1 трлн рублей против 1,4 млн контрактов на 4,5 трлн рублей годом ранее. При этом 88% контрактов (в стоимостном выражении) было заключено с едпоставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (24.04.2023)